Цифровая маркировка продуктов питания
Цифровая маркировка позволяет отслеживать продукцию на всем пути от производителя до конечного потребителя. Представляет собой уникальный код DataMatrix, нанесенный на упаковку продукта, – он содержит всю информацию о товаре. Благодаря этому покупатели могут легко проверить подлинность и качество приобретаемого продукта, используя мобильное приложение.
Российская система цифровой маркировки товаров называется «Честный знак». Она обеспечивает прозрачность цепочки поставок, помогает повысить доверие покупателей, снизить количество контрафактной продукции и некачественных аналогов. Производитель или импортер получает коды в системе и наносит их на упаковку, а система мониторинга сохраняет данные о товаре.
Чтобы проверить товар, потребителю нужно отсканировать код в приложении «Честный знак» на смартфоне – там можно увидеть информацию о производителе, дате производства/ввоза товара в страну, составе и сроках годности, а также документацию: различные сертификаты, патенты и другие подтверждения соответствия стандартам и регламентам.
Код невозможно скопировать или подделать, а получить его могут только легальные компании. В приложении есть возможность сообщить о выявленном контрафакте. В зависимости от типа нарушения информация будет передаваться соответствующим контрольно-надзорным органам, а они в свою очередь будут анализировать результаты и проводить проверки недобросовестных производителей.
С апреля 2024 года маркировка защищает покупки в магазинах. Касса проверяет код и, если с товаром что-то не так или истек срок годности, не пробивает его.
Сегодня через «Честный знак» можно проверить различные продукты и товары, включая:
-
молочную продукцию;
-
упакованную воду;
-
пиво и слабоалкогольные напитки;
-
безалкогольные напитки;
-
растворимые напитки;
-
сладости;
-
продукты спортивного питания;
-
растительные масла;
-
икру;
-
бакалею;
-
консервированные продукты;
-
корма для животных;
-
ветеринарные препараты;
-
лекарства, БАДы;
-
антисептики, дезинфицирующие средства и многое другое.
Список товаров постоянно расширяется, добавляются новые категории.
Инициатива способствует развитию доверительных отношений между производителями и покупателями, обеспечивая высокое качество и безопасность пищевых продуктов.